![]() |
*Заочная математическая школа 5-й класс (3-я часть) Составитель доцент КубГУ Сергеев Э.А. |
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
|
Тема 1. Дробные числа и действия над ними.
В предыдущих темах мы имели дело с натуральными и целыми числами, рассмотрим теперь некоторые вопросы, связанные с дробными числами. В средние века (500–700 лет тому назад) учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики, но сейчас с этими числами успешно действуют ученики, начиная с 5 класса. Дроби появляются при делении целых чисел и при измерении величин. Древние
египтяне 3500 лет тому назад уже имели представление о дробных числах и
действиях над ними, но, кроме дроби типа
Задача
1. В виде суммы каких дробей с числителями единица древние
египтяне представляли: а)
Прием древних египтян используется при решении следующего упражнения: Упражнение 1. Пусть у четырех учеников имеется три арбуза, каким образом разделить эти арбузы между ними так, чтобы каждому досталось поровну и ломти делимых арбузов были по возможности более крупными? Решение.
Так как
Задача 2. Как разделить поровну и наиболее рациональным способом семь арбузов между восемью учениками?
Знаменитый древнегреческий философ и математик Пифагор (около 2580 – 2500 лет тому назад) на вопрос правителя острова Самос Поликрата, сколько у него учеников, ответил: “Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним еще трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своих способностями. Сколько учеников я веду к рождению истины?” Попробуйте определить на основе рассказа Пифагора сколько было у него учеников. Это можно сделать с помощью действий над дробями! Две
дроби Среди
всех дробей, равных дроби
Задача
3. Сократить до несократимых дробей
следующие дроби: а) Задача
4. Какое число надо вычесть из числителя
дроби
Задача
5. Если к числителю некоторой дроби
прибавить 4, а к знаменателю 10, и сократить получившуюся дробь,
то получится исходная (первоначальная) дробь. Указание: пусть исходная дробь
Упражнение
2. При каких натуральных n
дробь Решение. Так как 32 имеет делители 1, 2, 4, 8, 16, 32, то n+1 должно быть равно одному из этих делителей. Если n+1=1, то n=0, но это значение n не подходит, т.к. 0 не натуральное число. Если n+1=2, то n=1; если n+1=4, то n=3; если n+1=8, то n=7; если n+1=16, то n=15; если n+1=32, то n=31. Итак, получим следующие возможные значения для n=1, 3, 7, 15, 31.
Задача
6. При каких натуральных n дробь
Дробь
Задача
7. Представьте следующие неправильные
дроби в виде суммы натурального числа и правильной дроби, а также выясните
между какими натуральными числами заключены эти неправильные дроби: а)
Дробь
Если
n = 4, то в полученном ранее ряде дробей
Задача 8. Построить ряд Фарея, отвечающий числу n, если: а) n=5; б) n=6.
Дроби
Средним
арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на
число слагаемых. Например, среднее арифметическое двух чисел a и b есть дробь Упражнение 3. Саша, Вова, Коля и Петя собирали грибы. Саша нашел 8 грибов, Вова 12 грибов, Коля 9, а Петя 7. Мальчики решили поделить грибы поровну, как это сделать? Решение.
Так как мальчиков четыре, то среднее арифметическое четырех чисел 8, 12, 9, 7
будет
Задача 9. Если бы Саша нашел 11 грибов, Вова 10, Коля 9, а Петя 7 грибов и ребята по прежнему хотели бы распределить грибы поровну, то как они должны были бы поступить ?
Если
мы путь в S километров проходим (или проезжаем) за t часов, то дробь Упражнение 4. Автобус ехал по дороге в гору от пункта А в пункт В со скоростью 40 км/ч, а обратно из пункта В в пункт А под гору он ехал со скоростью 60 км/ч. Какова средняя скорость автобуса на трассе? Решение.
Пусть S – расстояние между пунктами А и В, тогда из А в В автобус ехал Аналогичным способом решается следующая задача:
Задача 10. Автобус проехал три равных по длине участка пути: первый со скоростью 50 км/ч, второй 30 км/ч, а третий 60 км/ч. Какова средняя скорость движения автобуса на всем пути?
Упражнение
5. Расстояние между пунктами
А и В равно 20 км. Из пункта А в пункт В вышел турист с постоянной скоростью 4
км/ч, а из пункта В в пункт А одновременно с ним выехал велосипедист. С какой
постоянной скоростью надо ехать велосипедисту, чтобы он встретился с туристом
через Решение.
Пусть x км/ч - постоянная скорость велосипедиста, тогда турист и велосипедист
сближаются со скоростью (x+4)км/ч, следовательно из условия должно выполняться
равенство А теперь попробуйте решить задачу на движение И.Ньютона (1641 – 1727).
Задача 11. Два почтальона А и В находятся друг от друга на расстоянии 59 миль (одна миля равна 1, 609 км). Утром они отправились друг другу навстречу. А проходит в два часа 7 миль, В проходит в три часа 8 миль, но В выходит часом позже, чем А. Сколько миль пройдет А до встречи с В?
С помощью дробей решаются задачи на наполнение бассейнов, которые составлялись и 100 и 200 и 300 и 1000 и 2000 лет тому назад!
Задача 12. Один кран наполняет бак водой за 4 часа, второй кран наполняет его за 3 часа, а третий кран наполняет бак за 5 часов. а) Какая часть бака наполняется первым краном за 1 час? б) За какое время первый и второй краны наполнят бак, работая одновременно? |