![]() |
*Заочная математическая школа 8-й класс (2-я часть) Составители доценты КубГУ Титов Г.Н. и Сергеев Э.А. |
|||
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
|
Тема3. Принцип Дирихле.
Принцип Дирихле (П.Г.Дирихле (1805-1859) - немецкий математик) иногда
называют принципом ящиков, суть его такова: если в n ящиках находится не менее
Упражнение 1. Имеется 1997 шаров. Какое максимальное число ящиков нужно иметь, чтобы при любом распределении этих шаров по ящикам наверняка можно было бы утверждать, что имеется ящик с не менее, чем 55 шарами ? Решение. Искомое
число n должно удовлетворять равенству Следующая задача на принцип Дирихле составлена по мотивам известной задачи для школьников, предложенной в 1959 году выдающимся русским математиком А.Н.Колмогоровым (1903-1987).
Задача1. Имеется лес елей, на каждой из которых не более 500000 иголок. а) Докажите, что по крайней мере у двух елей равное количество игл, если в лесу 800000 елей. б) Каково должно быть минимальное число елей в лесу, чтобы быть уверенным, что три ели имеют одинаковое число игл ?
Упражнение 2. В Краснодарском крае живут не менее пяти миллионов человек в возрасте от 1 до 100 лет. Можно ли среди них найти 6 человек, родившихся в один год, в один день и в один час ? Решение. В каждом
году не более 366 дней, а в каждом дне по 24 часа. Поэтому в 100 годах не более
Задача 2. а) В квадрат со стороной 1 м. бросили произвольным образом 37 точек. Сколько из этих точек независимо от броска всегда можно накрыть квадратом со стороной 0.2 м.? Ответ обосновать. б) Сколько точек надо произвольным образом бросить в квадрат со стороной 1 м., чтобы всегда какие-нибудь 100 из них можно было бы накрыть квадратом со стороной 0.1 м.? Укажите с обоснованием наименьшее возможное по Вашему мнению такое число точек.
Тема4. Числовые сравнения.
Если целые числа a и b таковы, что Основные свойства сравнений напоминают свойства
числовых равенств: сравнения можно почленно складывать, вычитать и умножать,
т.е., если
Задача 3. Докажите, что если целые
числа a и m взаимно просты, то существует такое натуральное число
n, что
Указание. Рассмотреть остатки при делении чисел Упражнение 3. Найти
остаток при делении Решение.
Учитывая, что
Задача 4. Найдите две последние цифры
числа
Упражнение 4.
Доказать, что при любом целом Доказательство. Имеем:
Задача 5. Докажите, что при любом
натуральном n число
Упражнение 5. Найдите
все целые числа n, для которых Решение.
Необходимо и достаточно, чтобы
Задача 6. Найдите все целые числа n, для которых: а) б)
Алгоритм Евклида состоит в следующем: пусть a и b - целые числа (
Задача 7. а) Определите длину алгоритма Евклида для чисел 1997 и 300. б) Найдите пару чисел, для которых длина алгоритма Евклида равна 10.
Имеет место утверждение: если x=y×z+t, где x, y, z, t - целые числа (
Упражнение 6. а) Найти линейное выражение НОД(11;8). б)
Доказать, что целые числа a и b взаимно просты тогда и только тогда, когда для
некоторых целых u, v имеем au+bv=1.
Решение. а) Ясно, что НОД(11;8)=1. Найдем теперь его с помощью алгоритма Евклида. Вычисления удобно проводить “уголком“ (см. справа). Получаем 11=8×1+3; 8=3×2+2; 3=2×1+1, т.е. 1- последний ненулевой остаток в алгоритме Евклида. Теперь перепишем эти равенства в виде: 1=3–2×1; 2=8–3×2; 3=11–8×1. Откуда 1=3–2=3–(8–3×2)=–8+(11–8)×3=11×3+8×(–4). б) С одной стороны алгоритм Евклида обеспечивает существование целых чисел u и v таких, что au+bv=НОД(a;b)=1. С другой стороны, при au+bv=1 НОД(a;b) делит нацело левую часть равенства, а, значит, делит нацело 1 и поэтому равен 1.
Задача 8. Пусть a, b, c - целые числа ( а)
уравнение ax+by=c имеет целочисленное решение ( б)
если (
Уравнение с целыми коэффициентами вида ax+by=c, которое решают в целых числах, называется линейным диофантовым уравнением с двумя неизвестными x и y. Дайте определения линейных диофантовых уравнений с тремя и более неизвестными! Упражнение 7.а) Решить диофантово уравнение пункта
а), для которых Решение. а) Так как 7=НОД(77;56) делит нацело 357, то уравнение имеет целочисленные решения. Разделим его обе части на 7 и получим равносильное уравнение 11x+8y=51. Согласно упражнению7 а) имеем: 11×3+8×(–4)=1,
а, значит, 11×153+8×(–204)=51,
т.е. б)
В силу в) Согласно б) имеем 77°+56°×5=357°, т.е. откладывая от данной вершины угол 77°, а затем еще 5 раз угол 56°, мы получим угол в 357°, который на 3° меньше угла в 360°. Далее очевидно.
Задача 9. а) Решите диофантово уравнение 14x–46y=72. б)
Найдите натуральные числа x и y, для которых
Задача 10. В мешке у нищенки Лисы Алисы не менее 250 купюр по 200 рублей и не менее 100 купюр по 500 рублей. Определите число способов, с помощью которых она может этими купюрами разменять 50000 рублей (только без обмана!).
Тема 6. Окружность и углы, подобие треугольников.
Следующие две задачи предлагаются для закрепления материала по геометрии, изложенного в теме 2 задания №1.
Задача 11. Из точки М внутри окружности с центром О проведены два луча, пересекающие окружность в точках А и В, причем лучи МА и МВ расположены по одну сторону от прямой ОМ и образуют с ней углы по 30°. Найдите градусную величину меньшей дуги АВ.
Задача 12. Два луча СА и СВ касаются окружности в точках А и В. Точка D, отличная от А и В, лежит на окружности, причем высота из вершины В треугольника DABD вдвое меньше его стороны BD. Найдите угол ÐACB.
Выучите определение и признаки подобия треугольников
(например, из учебника А.В.Погорелова за 9-й класс или из учебника И.Ф.Шарыгина за
8-й класс). Используя эти признаки, докажите два известных утверждения,
сформулированных в задаче 12.
Задача 13. Доказать: а) АВ×ВС=DB×BE (см. рис.6); б)
АВ (см. рис.7).
Задача 14. Хорды АВ и CD данной окружности имеют длины соответственно 4 см и 1 см. Прямые АВ и CD пересекаются в точке М так, что АМ=2 см. Найдите длины МС и MD.
|